Родителям будущих первоклассников
Советы учителя-логопеда и педагога-психолога
Лето... Ах, лето...
(о том, как подготовить ребёнка к школе в оставшиеся месяцы)
Учить ребёнка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнётся непосредственное письмо - новая и трудная для ребёнка деятельность, делать это будет гораздо труднее. Используем летнее время с пользой для будущего первоклассника...
У детей, поступающих в первый класс, ещё недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста ещё плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.
Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
- Показать правую руку, затем левую. Если ребёнок не может назвать левую руку, взрослый называет её сам, а ребёнок повторяет.
- Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
- После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
- Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
- Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребёнку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
- Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
- Ребёнку предлагается взять правой рукой книгу и положить её возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребёнку задается вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?".
- Ребёнку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
- Берутся три предмета. Ребёнку предлагается положить книгу перед собой, слева от неё положить карандаш, справа - ручку и т.д.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребёнка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребёнок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает её движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
- Можно предложить ребёнку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребёнка к написанию прописных букв.
- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребёнок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
- Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
- Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
Готовя ребёнка к школе, можно проводить ещё и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:
- Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
- Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
- Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
- Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Уважаемые родители!
Несмотря на организованную вами подготовку детей к учебным занятиям, будущим первоклассникам необходимо успеть хорошо отдохнуть в летние месяцы и набраться сил для учёбы! Важно каждому ребёнку потрудиться на дачных грядках или у бабушки в деревне... Искупаться в реке, озере или море... Покататься на самокате или велосипеде... Погулять с семьёй по нашему замечательному городу... Реализовать самые важные детские планы...
Помните, что учебные занятия с ребёнком должны быть не более 15-20 минут в день... Успехов вам!
«Лето»
- Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
(Орлов В.)